Содержание
Воспитание сказкой (сказкотерапия) использовалось ещё нашими предками. Поучительные рассказы помогали осознать собственную проблему и посмотреть на себя со стороны. Большую помощь сказкотерапия оказывает в воспитании враждебно настроенного или неспокойного ребёнка.
Неуверенный в себе или боязливый малыш, заинтересовавшись историей, вместе со сказочными героями станет смелым и самостоятельным человеком. Ведь не одно поколение людей выросло на поучительных и мудрых историях. Они не только забавляют и развлекают, но и лечат, и учат уму-разуму.
Необходимость сказок в детском воспитании
Сказка помогает воспитывать детей-дошкольников. Учитывая то, что у малышей развито зрительное восприятие, стоит выбирать иллюстрированные произведения.
Влияния сказкотерапии на ребёнка, как на личность:
- Помогает в сложном жизненном периоде, устраняя причины проблем: рассеивает навязчивые страхи, успокаивает агрессию, устраняет энурез.
- Развивает творческие способности, формирует широкие жизненные взгляды.
- Знакомит с несправедливостью и жестокостью, готовит к жизни взрослых.
- Ребёнок копирует правильное поведение героя сюжета.
Выявление детской проблемы
Подобрать сказку поможет определение эмоционального состояния малыша, его переживаний и фантазий. Для этого применяется игра с новым персонажем – красивой, желательно гибкой куклой.
Со старшим ребёнком стоит изготовить куклу самостоятельно, применяя необычные материалы, например, из фольги.
Сначала ребёнок знакомится с персонажем, затем включается в игру с рассказыванием сказки или ситуации, в котором будет кукла. Играя и рассказывая, малыш открывается в собственных переживаниях, перенося их на игрушку.
Какой выбрать метод сказкотерапии
В старых народных сказках заложена мудрость веков, знания мира, его закономерностей и понятий.
Они бывают:
- познавательного содержания – знакомят с законами и характером мира;
- воспитательным уроком, который учит добру и злу;
- с терапевтическим эффектом, где вместе с персонажами дети учатся хорошему поведению.
Кроме того, бывают бытовые, волшебные, героические и поучительные сказочные истории. Положительно действуют во время рассказа, а не чтения.
Рассказываем и сочиняем сказку
Рассказывать начинает взрослый, постепенно подключая ребёнка. На невротическое состояние ребёнка указывает неожиданно прерванная история или с необычным окончанием.
Маленький рассказчик торопливо отвечает на вопросы тихим голосом, волнуется. Часто такие дети пытаются пропустить волнующие события или начать все с начала.
Рисуем сказку
Прочитать, затем предложить нарисовать, вылепить или сделать аппликацию героев или сюжет. Неважно качество, важна свобода чувств, волнения, мыслей, которые избавят от беспокойства и тревоги.
Часто дети под действием эмоций изображают тёмных чудищ, яркие языки пламени. Прослушав и пережив сказку ещё раз, они станут более спокойными.
Рисовать эмоциональное состояние и собственное ощущение лучше акварелью, дорисовывать – цветными карандашами, а для изображения чего-то конкретного взять гуашь.
Домашняя мастерская кукол
Кропотливое, увлекательное и полезное занятие для тренировки концентрирования внимания, развития мелкой моторики рук и фантазии. Кукла – предмет для самоисцеления и снятия нервного перенапряжения.
Рисуем и играем с песком
Глубоко запрятанное чувство и мысль становится физической формой. Малыш учится связывать бессознательность и сознательность, эмоцию и разум, живые и вымышленные явления, проявляя самопознание и самовыражение.
Присутствие в сказке
Ребёнку сначала стоит вспомнить и назвать любимую сказку. Спросить, когда и как он узнал о ней, что запомнилось, попросить рассказать об отношении к персонажам. Затем следует расслабление с закрытыми глазами.
Далее ребёнок представляет себя в сказке и рассказывает увиденное, беседуя с взрослым. После этого нужно нарисовать собственный увиденный сказочный образ.
Нельзя предлагать такое времяпрепровождение детям с острым или хроническом психозом, с тяжёлым церебрально-органическим синдромом и с недостатком интеллекта развития.
Сказочная типология
В сказкотерапии часто используются новые придуманные истории. С этой целью стоит знать типы сказок, по-разному влияющие на маленького человека.
К художественным сказкам, притчам, мифам относятся народные сказания, основанные на житейском опыте. В народной сказке человек и природа объединяются. Отдельными персонажами выступают чувства и отношения. Растения и животные наделяются человеческими способностями.
Сказки рассказывают об отношениях между животными, что более понятно 1-5 летним ребятишкам. Также часто встречаются сказания с описанием в юмористическом стиле семейных конфликтов.
Детям с заниженной самооценкой полезны сказки с превращениями и трансформациями.
Преодолеть страх, справиться со стрессом, снять напряжение поможет неоднократное воспроизведение и переживание страшных сказочных ситуаций. Страшилки разрешены с 7 лет, при рассказе делать страшный голос, а заканчивать неожиданно и смешно.
Мудрая волшебная сказка подходит детям 6–7 лет.
Победить внутренние переживания, жизненные трудности, вернуть радость жизни помогает авторская сказка.
К дидактической прилагается выполнение заданий, приводящих к успеху.
С психокоррекционной проектируется определённое поведение ребёнка, возвращается вера в себя.
Психологическая сказка, с реальными событиями, нужна для формирования личности. Главное в этом методе – иметь некоторые артистические данные, уметь создавать голосом точный образ.
Порядок рассказывания сказки
Поучительная и воспитательная сказки рассказываются при соблюдении правил:
- Определяется причина поведения ребёнка.
- Выбирается сказка с похожим героем, описанием его жизни.
- Рассказывается ситуация, где главный персонаж совершает подобное нехорошее действие.
- Далее описывается реакция окружающих людей или животных.
- Подведение итога, когда герой понимает, о неправильности собственного поведения.
Сказкотерапия: советы родителям
Выбрать правильную сказку и донести её до малыша – за это отвечают полностью родители.
С помощью одной сказки решается и одна проблема.
Для предупреждения смешивания настоящей и волшебной жизни, необходим контроль самостоятельного чтения.
Поддерживать в ребёнке веру в чудеса и волшебные силы.
Перед рассказом необходима тренировка дикции и голоса.
Научиться поддерживать малыша в сложных ситуациях.