Как правильно научить малыша понимать слово «нельзя»

0
7

Однажды для родителей наступает время, когда ребёнок приступает к изучению окружающего мира. Маленький исследователь не понимает грозящих опасностей, а взрослых ещё беспокоит и порча предметов. Конечно, проще все позволить, не обращая внимания на хаос в квартире. Но правильнее и безопаснее – решить вопрос об ограничении доступа любознайки. Родителям непременно стоит знать, что нельзя и как запрещать, нужно ли наказывать за нарушенный запрет.

Как научить ребенка слову нельзя

Восприятие запрета ребенком

Познавая окружающие предметы, малышу важно и потрогать, и увидеть, что произойдёт. Говорят, что на ошибках учатся.

С первого раза дети могут не понять грозящей опасности. Потрогав горячую печь или чайник, ребёнок навсегда запомнит это нельзя. Естественно, сначала последует протестующая реакция, такая как слёзы или гнев.

Дети также не способны действовать в сравнении. Если обжёгся о чайник, не поймёт, что кастрюля тоже горячая.

Малыш знакомится с миром, изучает то, что окружает, поэтому стоит ожидать рассыпанных круп и выброшенных вещей из комода. Но ведь исследования заканчиваются и трагически.

В младенческом возрасте слово «нельзя» ещё незнакомо и непонятно ребёнку. Не сделав сегодня то, что не разрешала мама, возможно, «почемучка» попытается исследовать этот предмет на следующий день. Родителям стоит терпеливо отнестись к детским особенностям, не поддаваясь на слёзы и истерики.

Как научить ребенка понимать слово нельзя

Правила установления ограничений

Запрещать, объясняя, рекомендуется с 1 года. Неправильно поступают родители, хваля за правильный поступок и наказывая, не объясняя за что.

При таком воспитании малыш, не понявший причины проступка, начнёт бояться что-то сделать самостоятельно. В другом случае, не понимая за что их ругают, дети озлобляются на взрослых.

Как правильно накладывать запрет:

  1. Учитывать возраст нарушителя. Некоторые объяснения просто бессмысленны.
  2. Запрещая, пояснять понятным и доходчивым языком.
  3. Не прибегать к необоснованным запретам, не забывать о том, что и ребёнку где-то нужна свобода.
  4. Наказывать только за повторное нарушение запрета, после предварительного объяснения, почему нельзя так делать.
  5. Единые требования к запретам всеми членами семьи. Нарушение этого правила взрослыми приведёт к тому, что ребёнок поймёт о возможном нарушении запрета в отсутствии старших, не понимая опасных последствий.
  6. Запрещая – доказывайте, что это на самом деле запрещено. Например, поведение в общественном месте.

С возрастом ребёнка количество запретов пересматривается.

Как объяснить ребенку что нельзя

Что посоветовать родителям

Ребёнок, жаждущий взять, потрогать новый незнакомый, поэтому столь интересующий предмет, и услышав «нельзя», отреагирует обидой или протестом. Избежать такой ситуации поможет компромисс и хитрость, отвлечение привлекательным делом.

  • Ни в коем случае нельзя стыдить и обвинять. Запретив однажды, не нарушать границу запрета, чтобы занять малыша. Нельзя ограничивать передвижения исследователя, мотивируя опасностью.
  • Лучше предусмотреть заранее и убрать или закрыть опасные места и предметы. Маленьким детям понятнее подстерегающая опасность, увиденная в мультике или услышанная в сказке.
  • При отказе выполнения требований родителей стоит предложить выбор. И, главное – собственный пример взрослых. А запрещая, подумать – так ли это нужно.

Некоторые мамы подкрепляют сказанное физическим восприятием. Например, разрешают дотронуться, естественно не до слишком горячего чайника или слегка прижимают пальчики дверкой.

Каждому запрету найдётся замена. Папа работает взрослыми инструментами, а для сына куплены или сделаны детские, собственные молоточек, отвёртка и другое.

Мама варит в семейной кастрюле, а у дочки кукольная посуда и игрушечная кухня. Горячие предметы брать нельзя, а поиграть с половником, пластмассовыми мисками – можно.

Иногда встречаются исключения из правил. То, что нельзя, разрешено для больного ребенка с предупреждением, что это только на период болезни (поиграть с какой-то семейной реликвией, хрупким и потому запретным предметом и пр).

Важно предусмотреть провокационные моменты. Маленькие дети любопытные и любознательные, особенно к тем вещам, которые запрещено брать. Так что важное, нужное, опасное стоит предусмотрительно убирать подальше или закрывать на ключ.

Как объяснить ребенку что нельзя делать

Классификация запретов

Часто родители, уставшие, нервные и занятые, по поводу и без повода ограничивают действия ребёнка. В этом случае малыш вырастет зажатым, с комплексами, испытывающим страх и вину.

Детям свойственно быть любопытными, а познать мир можно при соприкосновении с ним. Частые «нельзя» ослабляют чувство опасности и предусмотрительность.

Запреты делятся на необсуждаемые, временные и по обстоятельствам.

То, что категорически можно

Есть самостоятельно, не съедать до крошки, помогать старшим.

Брать краски для рисования, предусмотрев возможные загрязнения.

Бегать по комнате в раздетом виде и играть дома, не сдерживая детских эмоций. Сочинять и чудачествовать.

Пользоваться спортивным комплексом на площадке под присмотром взрослого.

Изучать воду, играя; мерить, шлепая, лужи.

С разрешения брать и рассматривать бьющуюся вещь. Если вещь нечаянно сломалась, не кричать и не ругаться, а попросить помочь убрать.

Делать собственный выбор, хотя бы в отношении одежды.

Поиграть с дозволенными кухонными предметами, крупой, которую даст мама.

Засыпать при свете ночника.

Как ребенку в год объяснить, что нельзя

Категорический запрет

Нельзя обижать людей и животных. Родителям стоит научить ребёнка избавляться от злости, никому не причиняя вреда.

Не брать чужого, даже мамины и папины вещи.

Некультурно быть невежливым человеком.

Запрещается уходить без разрешения взрослого.

Категорически нельзя взбираться на подоконник.

Опасно устраивать игры на дороге, вставлять предметы в розетку, играть со спичками и с огнём.

Ничего не выбрасывать из окна или с балкона, ни плеваться, ни ругать прохожих.

Заключение

Добиться положительного результата и обезопасить жизнь малыша можно при условии внимательного и правильного отношения родителей к воспитанию. Вырастить умного, смелого, волевого человека поможет свобода в дозволенных рамках и конкретные запреты с объяснениями причин.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here